Рубрика «Я у мамы кинокритик», или как начать текст про фильм без слов «заставляет задуматься и долго не отпускает». Сегодня про иранский «Развод Надера и Симин» https://www.kinopoisk.ru/film/579739/.
Надер и Симин разводятся. Когда-то они вместе решили эмигрировать, но отец мужа заболел Альцгеймером, бросать его Надер не хочет, срок действия полученной визы истекает, накрученная Симин предлагает сдать свекра в дом престарелых. Всё это узнаешь за первые пять минут фильма, из разговоров в кабинете судьи, где герои оформляют развод и делят одиннадцатилетнюю дочку. Потому что главная цель отъезда для Симин - другое будущее для дочери. И когда перед просмотром читаешь описание, желание это воспринимается не просто естественным, а само собой разумеющимся, потому что подсознательно кажется (может быть, впрочем, только мне), что Иран - это что-то про страдающее средневековье, 13-й век, где мрачные и суровые люди живут по законам шариата. А здесь обеспеченные, образованные, рефлексирующие горожане с европейского вида квартирой, рыжеволосая героиня-преподаватель, которая водит машину, носит джинсы, а из атрибутов мусульманского дресс-кода - только шарф на волосы. И будничная жизнь похожа на нашу, и проблемы общечеловеческие (и да, это некоторый сюрприз, потому что ждешь рассказ про людей как бы с другой планеты). Но те, которые поначалу кажутся с другой планеты - женщины в хиджабах, которым Коран запрещает подмыть беспомощного старика - тоже есть, и тоже в конце концов со своими понятными бедами и проблемами.
Чувствуется, что вся эта начальная сцена у судьи - это уже развязка, итог, что много-много уже переговорено, и оба измучены, обижены и взвинчены. И от фильм с названием «Развод Надера и Симин» дальше ждешь рассказа про отношения двоих, что история будет раскрываться, с бэкграундом и продолжением.
Но нет, больше о разводе, о том как дальше быть с отъездом и ребенком, мы почти ничего не узнаем и не услышим. До окончания срока визы и финального решения по опеке еще месяц. Жена уходит из дома к матери, девочка решает пока остаться с папой в надежде, что мама вернется, за больным отцом героя нужно ухаживать, и он нанимает сиделку. Беременную верующую женщину "из простых". А потом вмешается жизнь, цепь случайностей и непредугадываемых обстоятельств, в которой все не по сценарию и нет законов жанра. И Надер и Симин снова окажутся в суде, но уже не из-за развода. И все с каждым днем усложняется и запутывается, и случившееся по-своему покалечит более или менее всех, хотя нет правых и виноватых, просто так случилось, кто-то срывается из-за свалившихся на голову бед, кто-то напуган и подавлен, кто-то слишком горд и не хочет уступить, а кто-то глух в стремлении защитить ребенка. Во всем этом такой нешуточный саспенс, что периодически хочется поставить на паузу и продохнуть. При том что нет никакого пафоса, ни личного, ни гражданского, а только реальная жизнь и внимание к каждому, которые пронимают куда сильнее.
И только в ссорах Надера и Симин по поводу того, что делать в сложившейся ситуации, прорываются взаимные боли бед и обид. В средней голливудской мелодраме это помогло бы, так сказать, преодолеть кризис и найти выход. Но последние пять минут фильма будут снова про развод, и снова судебное заседание. И нам вместе с девочкой надо будет решить, на чью сторону встать. А невозможно, и очень грустно за всех и жалко, и долго думается потом об этом...