В 2013 году Оскара за лучший документальный фильм получил Searching for Sugar Man шведа Малика Бенджеллуля. И я уже год чувствую, что не просто хочу, но должна написать. Должна режиссеру, покончившему с собой через год после Оскара, должна герою - музыканту Сиксто Родригесу, должна вам. Потому что эту историю, вносящую смысл во фразу о жизни, что богаче воображения, стоит увидеть. Знаете, в трейлеры часто вставляют цитаты из рецензий, которые можно использовать как словарь синонимов, потому что там обычно куча прилагательных. Вот «В поисках сахарного человека» на самом деле и unforgettable, и unbelievable, и heartbreaking. Жил в конце 60-х в Америке музыкант, Сиксто Родригес, или просто Родригес. Зарабатывал на стройках в Детройте, играл в барах катнри-рок, похожий чем-то на Боба Дилана. Записал первый альбом с хитом Sugarman, который принес ему известность. Но вот второй альбом did absolutely nothing, и рассказывая об этом, продюсер не может сдержать слез. Студия звукозаписи расторгла договор, и на этом, казалось бы, история музыканта Родригеса заканчивается. Но есть такая далекая и странная страна Южная Африка. Куда пластинка Родригеса случайным образом попала (побывавшая в США девушка привезла её с собой) и стала бешено популярной. Видимо, удачно попала на волну протестов, ведь у каждой революции должен быть свой гимн, и антиистеблишмент риторика разнорабочего Родригеса хорошо подходила на эту роль. В итоге, с объемом продаж в 5 миллионов копий тот самый второй альбом стал в ЮАР одной из самых известных музыкальных записей ever, а Родригес - популярней Элвиса («he was the soundtrack to our lives”). Только вот сам певец не имел об этом ни малейшего представления. Как и южноафриканцы ничего не знали о личности и биографии Родригеса. Ходили слухи, что он покончил с собой прямо на сцене. Три друга-энтузиаста - музыкант, владелец музыкального магазина и журналист - решили выяснить, что же все-таки случилось с их кумиром, и создали посвященный певцу сайт. Однажды журналисту позвонила дочь Родригеса, и тут детектив превращается в сказку. Потому что вообще говоря фильм заставляет тебя думать, что Родригес уже умер, что тебе рассказывают про далекое прошлое и полумифического персонажа, а тут вот он, живой и настоящий, идет ссутулившись по заснеженному Детройту, сидит в кафе, улыбаясь стеснительно в сторону, и рассказывает о себе. Все эти годы он тихо жил, продолжая зарабатывать на стройках, растил троих дочерей. Водил их в музеи и библиотеки, воспитывая в любви к красоте, которой всегда есть место в жизни, даже такой небогатой как их. Потому что ни цента от тех пяти миллионов проданных в ЮАР пластинок Родригес не получил. Хотя лейблы исправно платили роялти американской студии, но старый мудак - директор без тени стыда отвечает в интервью, что понятия не имеет о каких деньгах его спрашивают. А Родригес избирался депутатом и был «голосом бедных», боролся за их права. Как уже понятно, не спился и не опустился. И ты ужасно симпатизируешь и сочувствуешь этому скромному, искреннему, некрасивому человеку. Безумно талантливому, потому что та самая Sugarman лично мне каждый раз сносит крышу, и даже с одной ей ты заслуживаешь места в истории, а не той безвестности и бедности, в которой оказался Родригес на долгих 30 лет. И от этого сжимается сердце. Но ведь сказка - это обычно о волшебстве и со счастливым концом. И вот ребята из ЮАР решают привезти Родригеса в страну, где тот, напомню, любимей Элвиса Пресли. Там его ждут лимузин в аэропорту, номер люкс и ревущая толпа фанатов на организованных концертах. И ты немного переживаешь, справится ли он, столько лет не выходивший на сцену, с волнением. Но ничего такого нет, ты видишь не постаревшую звезду, на которую неловко смотреть, а удивительную безмятежность человека, оказавшегося наконец на своем месте (Родригес вообще похож на индейского шамана, не волнующегося по пустякам). Все пять концертов прошли с аншлагом. И тут, честно, наворачиваются слёзы. Режиссер Малик Бенджелуль через год после получения Оскара покончил с собой. Можно быть талантливым и в отличие от Родригеса успешным, но все это оказывается неважным, когда почему-то захочется шагнуть в бездну. Жаль, что Бенджелуль этот шаг сделал. Спасибо ему, что так мастерски рассказал нам эту потрясающую историю. И послушайте песни :) Думаю, именно этого они оба бы и хотели.