На выходных в очередной раз не смогла оторваться от Москва слезам не верит. И вроде бы тренд обличать Гошу и Лукашина с Новосельцевым идёт на спад (или просто это я отписалась от околофеминистских блогов, но раньше и на этот шкаф залезать было не обязательно), и не то чтобы он нуждался в моей защите, но вот решила встать на табуретку.
Почему-то (то есть понятно почему, конечно, но оставим как фигуру речи)) все вдруг увидели и стали с жаром объяснять окружающим, какой Гоша, он же Гога, он же Георгий Иванович сексист, мачист и чудовище, и какой это в целом отвратительный фильм, и какие негодные установки он транслирует.
Но я вот малодушно верю, что для счастья - или для полного счастья) - человеку нужен человек, и Москва слезам не верит - он для меня про это, а не про то, что «женщина без мужчины неполноценна, а жизнь её тосклива, пуста и жалка, чего бы она ни добилась».
Все осуждают Катерину, льющую слезы по мужчине, который ушел, потому что «жена не должна зарабатывать больше мужа», осуждают Гошу с этими его дремучими представлениями. Но оставьте человеку право на ошибку и заблуждение. Мы же не знаем, что у него в прошлом, какой, прости господи, травмирующий опыт (он ведь говорит, что «этого я уж нахлебался» - могла жена его попрекать за недостаточную «успешность»? Могла еще как. При том что он вообще-то слесарь высшего разряда и должен получать очень прилично). И когда он возвращается, по глазам видно, что стыдно, что виноват. В этом его, Гоши, может быть, главное достоинство - способность переступить через очевидно сильные предрассудки (какими бы дурацкими они ни были), которому многим критикам бы поучиться.
Они, критики, так рьяно разбирают его по косточками, будто Баталов в фильме подаётся как непогрешимый идеал. Но почему? Зачем отказывать режиссеру в уме и расчёте на его наличие у зрителей? Все же на стороне Катерины, всем же понятно, что Гоша неправ. Или дело в том, что она смеет плакать, тосковать и хотеть его обратно, потому что «у него нет недостатков»?
Конечно, они есть (в конце концов, у человека суперспособность восемь дней пить водку с пивом и быть огурцом - если где-то так прибыло, где-то должно было убыть). Сложно оправдать фразу «ты же не будешь благодарить женщину за то что она стирает или готовит обед?», но она не мешает ему надеть фартук и приготовить Катерине ужин, когда та уставшая приходит с работы. Так что давайте судить по делам, а не по словам, и бог с ним, с «шашлыком, не терпящим женских рук».
Ещё хочется заставить всех обличающих пройти через то, через что прошла героиня Алентовой - чтобы и учёба, и работа, и ты одна с ребенком (а на дворе 60-е) в чужом городе, и из личной жизни - только случайные эпизоды с ничтожествами вроде Табакова. А тут забота - может быть впервые в жизни - , и конечно ты сильная и уже давно можешь всё сама, но так хочется знать, что есть тот, кому не всё равно, кто починит и пылесос, и стучащий кардан, что рядом есть пресловутое плечо (у женщины - мужское, у мужчины - женское). Потому что не в кардане, конечно, дело, а в том, что есть близость, которую ни ребёнок, ни карьера не заменят.
Тут мог бы ещё идти перечень Гошиных достоинств (а он немал и очевиден), но зачем если у него глаза Баталова, и есть ли у вас сердце в конце концов? А если серьёзно - просто это про живых людей, а не про фейсбучные лозунги.